«Несе Галя воду, коромисло гнеться…»Музыка – народная, слова – МВД. (С)пасибо народному творчеству и режиссеру Соловьеву за фильм «Черная роза – эмблема печали…».
Рокеры
Отчего их так прозвали – поди знай, теперь, но среди прочих мотоциклистов они выделялись. Причём, чётко: любовью к групповому передвижению по городу (чем доводили до истерики ГАИ), к групповой же тусовке (в строго определённых местах, с выраженной иерархией и ограниченным доступом). Естественно, это накладывало отпечаток на всё. На выбор техники – особым шиком был, естественно, «ПС», но и Явы были весьма почитаемы и широко распространены. И на минимальный уровень водительских навыков – ведь уехать от ГАИ нужно было уметь, а тогдашние товарищи, всё-таки, не ровня теперешним господам. Причём, «товарищи» ведут со счетом, как в матче Аргентина-Ямайка - 5:0.
И на экипировку – косуха и шлем, всё-таки, делали их обладателя конкретно выделяющимся из общей массы. Причём, шлем должен был быть только интегральным, открытые считались уделом тогдашних «сельских», как и наличие мотоцикла с коляской. Фактически, именно рокеры были родоначальниками современного клубного движения. А самым важным моментом является то, что благодаря «железному занавесу» вся эта рокерская движуха не копировала западные стереотипы, а жила своей, не менее яркой жизнью. Многие заставшие ту эпоху, сейчас ностальгируют по «настоящим» временам, хотя часть такой тоски можно списать на общую атмосферу, царившую тогда. Ведь для многих это – просто их молодость, первый мотоцикл, острое ощущение опасности (пусть зачастую и мнимой) будоражили молодую кровь.
Павлины
Они, как явление, возникли, несомненно, значительно позже рокеров, связано это было скорее всего, с тем, что украшать мотоцикл (да и себя) в СССР было нечем. Максимум, на что хватало ресурсов – это овчина (или козлиная шкура) на седло и цепочка на поясе. Да и увидеть, как это сделать, было практически невозможно. Но! Появились первые фото, фильмы, видеосалоны и… Мотоциклисты узнали, что есть всемирный штамп о мотоциклистах, затасканный, как рифма «кровь-любовь», под названием БАЙКЕР. Он должен быть небрит, точнее, бородат, вонюч, в жилетке, на чоппере или круизере, обязательно – пьян, причём, обязательно от пива или виски, асоциален на уровне криминала, пугающий обычного «цивила» до потери последним сознания. Но я о павлинах. Они не захотели быть грязными и дурнопахнущими, зато всю остальную атрибутику хотели иметь не просто в полном объёме, а в превосходной степени. Этакие метросексуалы от мотодвижения. Неискушённому в тонкостях темы человеку тяжело визуально отличить их от «мотоциклистов обыкновенных» и даже мотопутешественников (о выделении последних в отдельную категорию мне напомнили на форуме motodrive.com.ua), но пять минут беседы раскроют тайну: сотни значков на жилетке – со слётов, на которых он был, в лучшем случае, через один. Наклейки стран и городов наклеены в одно и то же время и это выдаёт тот факт, что они не связаны с маршрутами путешествий. Причём, этот типаж не привязан к конкретному типу мотоцикла. Он может быть на последней модели «спорта» и носить нетронутые асфальтом слайдеры. Иметь на борту Acrapovich или Yoshimura, но при этом считать, что они нужны только для звука. Носить реплику комбинезона Росси и ни разу не побывать на гоночном треке. Но так же легко он может перемещаться на шикарном Gold Wing, с тюнингом «на все деньги», весь километраж одометра которого накоплен в поездках «выходного дня» вокруг своего квартала/района/города. Не меньше их на круизерах, что изобилуют хромом, кожей, аэрографией, но на слёт этот «шедевр» приезжает на прицепе. Причём, принадлежность к этой «касте» не делает людей лучше или хуже. Большинство могущих позволить себе такие траты – серьёзные и очень занятые бизнесмены, а дорогой мотоцикл – это дань моде, плюс показатель статуса. Ведь показать свою лёгкую бесшабашность, «молодецкую удаль» и демократичность с помощью шикарного мотоцикла – это так легко и так подчёркнуто… Велик соблазн! Тем более, что западный «масскульт» довольно чётко описывает, что должно быть в наличии у «правильных», так называемых «тру-байкеров», на которых они равняются. Вот только в этом «равнении» часто перегибают палку.
Но и не отнять у этих парней того, что они коммуникабельны, легки на подъем (в свободное время, естественно), их любят мотосалоны и магазины экипировки (за способность легко расставаться с деньгами на имидж) и… остальные мотоциклисты! Потому что ничего плохого в этих парнях нет. Благодаря им, зачастую живут мотоклубы (вернее, благодаря их финансам), они легко и охотно помогают тем, кто попал в круг «своих», часто именно они выступают в роли финансовых спонсоров креативных мотослётов.
Наверное, читатель, незнакомый с технической терминологией и английским языком, удивится эпиграфу. А между тем, ROCKER – это коромысло. Но во всем мире это слово ассоциируется ещё и с субкультурой слушателей и почитателей рок-музыки, а у нас (бывший СССР) – ещё и с мотоциклистами 70-х, 80-х годов прошлого века.
И, тем не менее, вернёмся к пониманию категорий «байкеры» и «мотоциклисты». Обе описанные категории, всё-таки, ближе к мотоциклистам, ибо настоящие байкеры (они же – ТРУ БАЙКЕРЫ), считают, что все рокеры – вымерли, а павлины – всего лишь «мажоры», и не более того. Хотя любое упрощение тут же приводит к неточностям. Это относится и к сему опусу, поэтому несмотря на то, что многие отозвались на форуме в духе встречи О. Бендера с А. Балагановым («Узнаю! Узнаю, брата Колю!»), в жизни – сложнее и проще одновременно. Есть узнаваемые, яркие черты, но обычно нет чистых типажей. Поэтому, все совпадения прошу считать намеренными и нарочитыми, а тем, кто узнал себя или знакомых – предлагаю порадоваться! Теперь о вас знает вся страна Украина. Ну, или, по крайней мере, её значительная часть, близкая к мототеме.
От редакции:
Статья «Мифы, Байки и... Байкеры», опубликованная в прошлом номере МД, вызвала бурную дискуссию на форуме нашего журнала. Она ещё продолжается, а пока нам показалось, что некоторые высказывания будет интересно прочитать тем читателям, которые в силу каких-то причин не заходят на форум сайта motodrive.com.ua.
Vovan: Очень давно не был на форуме, но прочел статью в номере 1-2 (2013) и вот пишу. Во первых хочу сказать что за последние годы, журнал стал интересней и лучше, думаю, найдется не мало людей которые читают журнал давно и разделят мое мнение. Статья с пометкой АКТУАЛЬНО: «Мотодвижение. Мифы, Байки и...Байкеры», на мой взгляд действительно актуальна для нашей страны и интересна. Я думаю, может получиться целый ряд интересных статей о мотодвижении, клубах, людях и нашей мотокультуре.
Vlad72: Прочитал, себя опознал – Мотоциклист обыкновенный. «Мотоциклист обыкновенный» – это не ниша, это болезнь. Говорят, что время всё лечит, но это не лечится (в моем случае). Было дело: выбросил удостоверение водителя «А-В-С» подальше от глаз своих, но попался на глаза в киоске союзпечати «вирус» – журнал «МотоДрайв», и я опять «болею».
megathlon: А по мне, так к понятию байкер можно относиться куда проще. Если мотоцикл для тебя часть образа жизни, и если видишь себе место внутри байкерской субкультуры, то смело называй себя байкером. В этой среде есть и активные организованные участники (члены клубов), и нейтральные наблюдатели (путешественники, посетители слетов), есть новички, есть всеми уважаемые старожилы. …Я не считаю правильным стесняться называть себя байкером, боясь попасть в придуманную Володей категорию «псевдобайкеров», становиться в очередь, чтобы засвидетельствовать «я не байкер, я просто мотоциклист». Эта исполненная юношеской категоричности статья, лишь частное мнение одного из чужаков в этом мире. …Чтобы ответить себе на вопрос, байкер ты, или нет, нужно понять простую вещь: принадлежность к нашей субкультуре определяется не просто внешними атрибутами, а правилами и обязательствами, которые берет на себя каждый ее участник.
motoshaman: megathlon, а я считаю, что байкер – это понятие несколько выше, и его сейчас затаскали, куда не плюнь – в байкера попадешь. Я мотоциклист, и приветствую всех поднятием руки, и помогаю почти всем, именно «почти». Объясню. Вот лет 10 назад мотоциклов и их пилотов было в разы меньше, и было какое-то братство. А сейчас появилось много случайных людей, кто с понтами, кто с деньгами, а кто и с тем и другим. И вот того братства уже нет. Некоторые успешно манипулируют этим понятием «байкер и братство», типа, ты брат и ты мне должен... Вот не должен я никому... У меня есть друзья, и есть просто нормальные люди, которым я хочу помогать, и с которыми мне приятно общаться. Вот ты написал: «... правилами и обязательствами, которые берет на себя каждый ее участник». Какими правилами? И какими обязательствами? Перед кем? Кому я что-то обязан? Есть простые человеческие ценности, и то, что я байкер или просто мотоциклист, это не значит, что я могу проехать мимо того, кому нужна моя помощь. Если человек по жизни чмо, то как его не называй, он таким и будет…
Текст: Владимир Денисенко Рисунок: Анатолий Еремеев
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения