Зарегистрирован: 13 фев 2011, 00:40 Сообщений: 1162 Откуда: Стольный град Киев
Мото: Honda Transalp 400
Возраст: 26
Имя: Антон
Статья посвящена техническим особенностям эксплуатации и обслуживания мотоциклетных аккумуляторов. Здесь мы предприняли попытку дать ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, раскрыть основные термины и понятия. Если вы заметили неточности в описании, или хотите дополнить статью - воспользуйтесь формой комментариев ниже или свяжитесь с нами любым другим способом...
Что означает характеристика Ампер/Час? В Ампер/Часах (АЧ) измеряется емкость аккумулятора – это основная характеристика. Например, Если разряжать аккумулятор током, равным 1/20 от его емкости (при 12 Ампер/Час ток составит 0,6 Ампер), то аккумулятор разрядится до напряжения 10,5 В за 20 часов. Просто выбрана такая методика. Так что аккумулятор 12 А/Ч при токе разряда 1 А разрядится за 10 часов, а при разряде 12 А - за 35 минут. Эта зависимость нелинейная..
Возможно ли использовать автомобильное зарядное устройство для зарядки мото аккумулятора? Можно, если емкость аккумуляторов отличается незначительно. Или, если в зарядном устройстве предусмотрена регулировка тока заряда. В случае ускореной зарядки аккумулятора его ресурс существенно снижается. Помните, что оптимальный ток заряда должен составлять 1/10 от емкости аккумулятора в Амперах!
Зачем нужно поддерживать уровень электролита? В свинцово-кислотных аккумуляторах используется электролит, который представляет собой разбавленную водой серную кислоту. В процессе эксплуатации вода испаряется, а концентрация серной кислоты повышается. Концентрированная кислота способна разъедать внутренние элементы аккумулятора, что приводит к образованию осадка, который впоследствии может привести к его замыканию.
Что делать, если понизился уровень электролита в аккумуляторе? Необходимо приобрести дистиллированную воду и долить ее в аккумулятор. Электролит представляет собой разбавленную серную кислоту. В процессе эксплуатации аккумулятора происходит лишь незначительное испарение воды, которую и требуется доливать. Ни в коем случае нельзя доливать новый электролит, только дистиллированную воду! Нужно периодически проверять плотность электролита специальным устройством, выполняйте проверку в соответствии с инструкцией, прилагаемой к аккумулятору!
Шум при зарядке аккумулятора? Во время зарядки аккумулятора, электролит вступает в реакцию со свинцовыми пластинами, составляющая его кислота выделяет газ в виде пузырьков. Т.е. то, что вы слышите является процессом слабого газообразования в аккумуляторе.
Объясните различия в обозначениях аккумуляторов CTX12-BS и YTX12-BS? Первая буква в маркировке обозначает идентификатор производителя. Разные производители используют разные буквы. Например, YX12-BS – обозначает аккумулятор Sprint, CTX12-BS – Exide, GTX12-BS – Delco. Эти обозначения действительны для большинства свинцово-кислотных и гелиевых аккумуляторов. Но есть исключения.
Как проверить полностью ли заряжен мото аккумулятор? Напряжение на полностью заряженном аккумуляторе должно быть не ниже 12,8 Вольт. 12,5 Вольт соответствует полузаряженной батарее.
На мотоцикл установлен новый аккумулятор, но каждый раз после зарядки он быстро разряжается. Какие причины? Причин быстрой разрядки аккумулятора может быть несколько. Далее перечислим наиболее распространенные: – Неисправная сигнализация или сигнализация, включенная на длительное время. – Неисправное реле заряда может привести к тому, что аккумулятор попросту не будет подзаряжаться от генератора во время поездки. Проверить работоспособность этого устройства можно, если включить фару и повысить обороты двигателя – яркость должа увеличиться. Если яркость уменьшается – скорее всего ваш регулятор нуждается в замене. – Неисправный генератор. Чтобы проверить его работоспособность, достаточно померять напряжение на аккумуляторе, при работающем реле-релгуляторе и генераторе должно быть 13,6 Вольт.
Что нужно знать о зарядке/разрядке аккумулятора? Если напряжение на аккумуляторе не ниже 12,0 Вольт – ничего страшного, но зарядить надо как можно быстрее, иначе разовьется сульфатация. Важно другое – глубокие разряды сокращают срок службы батареи. А вот если напряжение на батарее ниже 12,0 Вольт, что свидетельсвует о недопустимо глубоком разряде, то батарея действительно в скором времени выйдет из строя, так как начались необратимые процессы.
На какой срок эксплуатации рассчитан мото аккумулятор? Срок эксплуатации большинства мото аккумуляторов составляет три года. В значительной мере, этот показатель зависит от режима эксплуатации аккумулятора и правильности его хранения в зимнее время года.
Когда я устанавливаю аккумулятор на мотоцикл, какую клемму необходимо подключить первой? Первой к аккумулятору необходимо подключить положительную (+) клемму. При этом убедитесь, что рядом нету легко воспламеняющихся жидкостей, поскольку подсоединение клемм может дать искру.
Что произойдет, если перепутать полярности? В лучшем случае сгорит предохранитель, в худшем – Вам потребуется купить новый аккумулятор.
Что за белый налет образуется на старых аккумуляторах? Белый налет – это сульфат свинца, кристаллическое вещество в которое со временем превращаются свинцовые пластины. Процесс образования сульфата свинца называется – сульфатация и приводит к разрушению аккумулятора.
Что приводит к сульфатации? Существует ряд причин, приводящих с сульфатации: 1. Высокая температура окружающей среды, свыше 40 градусов. 2. Частый недолгий перезаряд или одиночный длительный перезаряд. 3. Частый недозаряд. 4. Длительное хранение аккумулятора в разряженном состоянии. 5. Большая нагрузка при низкой температуре. 6. Глубокий разряд. Особенно опасен разряд ниже 10,5 Вольт. Если аккумулятор «еле дышит«», и тем более, если работает в холоде, то это, скорее всего, будет его последним циклом жизни.
Как предотвратить сульфатацию? Прежде всего, необходимо поддерживать электрическую систему мотоцикла в исправном состоянии. Аккумулятор должен возобновлять заряд, потраченный во время запуска мотоцикла. Если Вы не планируете использовать мотоцикл длительное время, необходимо отсоединить клеммы от аккумулятора. В случае нерегулярной эксплуатации мотоцикла заряжайте аккумулятор специальным зарядным устройством. Устранение ненормальной сульфатации возможно посредством перезаряда аккумулятора длительное время слабым током.
Если отсоединить аккумулятор – будет ли он разряжаться? Отключенный от электрической схемы аккумулятор все равно будет терять заряд, хотя происходить это будет гораздо медленнее, чем тогда, когда он подсоединен к мотоциклу.
Почему аккумуляторы отличаются размерами? Размеры аккумулятора зависят от количества и размеров свинцовых пластин. От этого, в свою очередь, зависит емкость аккумулятора (Ампер/Час) и отдаваемая мощность.
Насколько сильно должны быть закручены болты на клеммах аккумулятора? Болты на клеммах аккумулятора должны быть закручены максимально надежно. Поскольку слабое крепление клемм может привести к искрению, проблемам с запуском двигателя, разрядке аккумулятора, коррозии.
Что такое аккумуляторная кислота и является ли она едкой? Как мы уже писали выше, аккумуляторная кислота (или электролит) – это ни что иное как разбавленная серная кислота. Она очень опасна и требует очень осторожного обращения с использованием защитных средств, таких например, как специальные перчатки! Избегайте ее контакта с кожей, глазами, не наливайте электролит в пустые бутылки из под спрайта!
Как хранить аккумулятор зимой? Если аккумулятор не будет использоваться длительное время, например зимой, его необходимо отключить от мотоцикла. Лучше если акккумулятор будет храниться при низкой температуре (но не минусовой!), тогда химические процессы в нём замедляются и саморазряд происходит медленней. За зиму необходимо провести несколько циклов разрядки-зарядки. Разрядите аккумулятор (для этого можно использовать лампочку из фары), а затем зарядите небольшим током. Это позволит продлить срок службы аккумулятора и избавит от неприятных сюрпризов весной.
Меры предосторожности при работе с кислотами Аккумуляторные батареи содержат ядовитую и чрезвычайно агрессивную кислоту. Для предотвращения травм, повреждения одежды или мотоцикла необходимо применять следующие методы работы при доливке, проверке удельной плотности электролита, снятии, установке или переноске аккумуляторных батарей: – Обязательно надевайте соответствующую защитную одежду (фартук или аналогичное средство защиты), защитные очки, защитную маску и подходящие перчатки. – В случае попадания кислоты на одежду или на тело необходимо немедленно нейтрализовать ее, затем смыть чистой водой. В качестве нейтрализатора можно использовать раствор пищевой соды или бытового нашатырного спирта. – При попадании кислоты на кожу поражённый участок нужно тщательно промыть водой. При попадании в глаза промывайте пораженный участок холодной чистой водой в течение примерно 15 минут, затем срочно обратитесь к врачу – Еесли кислота из аккумуляторной батареи попала на какие-либо детали мотоцикла, ее необходимо нейтрализовать и промыть чистой водой. – При смешивании кислоты с водой выделяется тепло. Если требуется приготовить электролит с определенной удельной плотностью, МЕДЛЕННО и понемногу вливайте концентрированную кислоту в воду (не воду в кислоту), постоянно помешивая раствор. При заметном нагревании электролита дайте ему остыть. Обязательно используйте неметаллические емкости и/или воронки (исключение могут составлять резервуары из свинца или со свинцовым покрытием). Не храните кислоту в местах со слишком высокой температурой или на прямом солнечном свету. – При зарядке обслуживаемых кислотных аккумуляторов необходимо выкрутить все пробки, т.к. при зарядке выделяются газы. Были случаи когда аккумуляторы взрывались.
Меры предосторожности при работе с аккумуляторными батареями Аккумуляторные батареи постоянно выделяют взрывоопасный водород, особенно во время зарядки. Для предотвращения потенциального риска воспламенения при выполнения работ вблизи аккумуляторной батареи следует соблюдать следующие правила: – Не курите вблизи аккумуляторных батарей. – Не допускайте искр, короткого замыкания или других источников огня вблизи аккумуляторной батареи. – При отсоединении/присоединении токопроводящих кабелей обязательно предварительно выключайте ток, выключите зажигание, поверните ключ в положение выкл – Обеспечьте должную вентиляцию зоны зарядки аккумуляторных батарей. – Зарядное устройство должно быть выключено в следующих случаях: а) при подключении к аккумулятору; б) при отсоединении от аккумулятора. – Провод массы обязательно следует отсоединять от аккумуляторной батареи в первую очередь, а подключать - в последнюю.
Полезно знать – Чтобы предохранить клеммы от окисления их можно смазать солидолом. – У обслуживаемого аккумулятора должна быть специальная трубочка для отвода газов, её нужно обязательно выводить наружу мотоцикла и не закрывать, она служит для отвода газов во время работы. – Можно упаковать аккумулятор в резиновый или пластмассовый ящик, который чуть выше высоты акума. Тогда если кислота вдруг выльется, она не попадёт на раму.
Статья основана на справочных материалах и материалах Internet В разработке принимали участие: Андрей Vandamm, Антон Sinner, Евгений эксклюзивно для CUSTOMMOTO
Зарегистрирован: 13 фев 2011, 21:21 Сообщений: 3892 Откуда: Симферополь
Мото: Лида(Honda Lead 50) Гена(Geon Invader 250)
Возраст: 44
Тел.: в роуминге.. +79787579059
Имя: Андрей
Статья очень полезная . Сам первый раз столкнулся с обслуживанием АКБ. Не знал что при зарядке, пробки надо открыть, думал трубочка отводящих газов компенсирует давление
_________________ Боишься, не делай - сделал, не бойся!
Зарегистрирован: 13 фев 2011, 00:40 Сообщений: 1162 Откуда: Стольный град Киев
Мото: Honda Transalp 400
Возраст: 26
Имя: Антон
Ага! Просто подошел к выбору нового аккума для своего мота, то и штудирую статьи на соответствующую тему. Вот нашел, решил поделится. На том сайте много полезного вообще. Например на тему вывода мота из зимней спячки.
_________________ Иметь мечту - мало стараться ее осуществить - уже половина дела.
Зарегистрирован: 28 июл 2011, 17:52 Сообщений: 294 Откуда: Борисполь
Мото: Lifan ring 100
Возраст: 30
Имя: Андрей
Так как сам имею электровелосипед,частенько захожу на фору электротранспортников,так вот есть один дядька зовут его Алекс Сорока,живет он в Киеве и , насколько я понял,с этими самыми аккумуляторами чуть-ли не спит... У него даже сайт свой есть,где он рассказывает как их правильно заряжать и обслуживать http://adopt-zu-soroka.narod2.ru/
На мотоциклах часто используют аккумуляторы AGM технологии, у них есть свои особенности. Правила хранения и зарядки таких АКБ отличаются от обычных кислотных. К сожалению у меня нет времени сейчас проработать этот вопрос и выложить в этой теме, но думаю это было бы полезно многим.
Зарегистрирован: 13 фев 2011, 00:40 Сообщений: 1162 Откуда: Стольный град Киев
Мото: Honda Transalp 400
Возраст: 26
Имя: Антон
Petrovich писал(а):
На мотоциклах часто используют аккумуляторы AGM технологии, у них есть свои особенности. Правила хранения и зарядки таких АКБ отличаются от обычных кислотных. К сожалению у меня нет времени сейчас проработать этот вопрос и выложить в этой теме, но думаю это было бы полезно многим.
Конечно, Петрович, если выложишь (или найдешь) то будет просто отлично.
_________________ Иметь мечту - мало стараться ее осуществить - уже половина дела.
Зарегистрирован: 23 фев 2011, 19:00 Сообщений: 5752 Откуда: г. Украинка
Мото: NAC 25, KLE-650
Возраст: 53
Тел.: 7846979
Имя: Юрий
Petrovich писал(а):
На мотоциклах часто используют аккумуляторы AGM технологии, у них есть свои особенности. Правила хранения и зарядки таких АКБ отличаются от обычных кислотных. К сожалению у меня нет времени сейчас проработать этот вопрос и выложить в этой теме, но думаю это было бы полезно многим.
Нашел вот такую информацию: Есть много различных мнений о том, как правильно заряжать аккумуляторы, изготовленные по технологии AGM (Absorbent Glass Mat), что приводит к путанице и затрудняет выбор подходящего зарядного устройства для таких батарей. Большинство мнений и слухов базируются на том, что AGM аккумуляторы зачастую путают с гелевыми (Gel), которые действительно довольно чувствительны к напряжению заряда. Данные, приведенные в статье, основаны на результатах изучения рекомендаций изготовителей аккумуляторов, а также на многочисленных тестах, проведенных в собственной лаборатории.
Рекомендованные производителями AGM аккумуляторов алгоритмы зарядки можно разделить на многоступенчатые (2 или 3 ступени) и одноступенчатые.
1) Зарядка в 3 ступени:
Основной заряд 14.2 – 14.8 В током 0.1 - 0.3С («С» - емкость батареи в Ач) Накопление 14.2 – 14.8 В Плавающий заряд (хранение) 13.2 – 13.8 В
Хотя этот алгоритм часто описывается как наилучший, сами производители аккумуляторов его упоминают редко. Видимо, это связано со сложностью его реализации в зарядных устройствах из-за того, что для разных емкостей длительность ступеней зарядки очень отличается и существует большая вероятность скорее повредить аккумулятор, чем качественно его зарядить. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2) Зарядка в 2 ступени (Наиболее рекомендованный большинством производителей алгоритм)
Основной заряд 14.2 – 14.8 В током 0.1 - 0.3С Плавающий заряд (хранение) 13.2 – 13.8 В --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3) Зарядка в 1 ступень, вариант 1 (рекомендуется для быстрой подзарядки, не рекомендуется в качестве основного, нужно следить за временем заряда) :
Основной заряд 14.2 – 14.8 В током 0.1 - 0.3С --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4) Зарядка в 1 ступень, вариант 2 (часто рекомендуется в качестве основного для батарей, используемых в системах бесперебойного питания или при длительном хранении батарей):
Плавающий заряд (хранение) 13.2 – 13.8 В (ток в начале зарядки не должен превышать 0.3С) --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зарегистрирован: 28 июл 2011, 17:52 Сообщений: 294 Откуда: Борисполь
Мото: Lifan ring 100
Возраст: 30
Имя: Андрей
Так как сам достаточно неплохо разбираюсь в аккумуляторах,могу с уверенностью сказать,что нам наиболее подходят гелевые,потому что только они хорошо отдают большие токи и не боятся глубоких разрядов(хоть и кратковременных)Свои гелевые я иногда высаживал в ноль и после этого они спокойно набирали и отдавали всю ёмкость.Что касается заряда,то заряжать их можно током и побольше 1с и ничего им не будет,проверено.Ну и наконец совсем недавно на рынке появились мультигелевые,которые совмещают в себе технологии АГМ и геля,так то вообще,судя по отзывам ,неубиваемые.А вообще в жизни аккумулятора самую большую роль играет зарядка,ибо если она не правильная,то сокращает ему жизнь не хуже глубокого разряда...
а теперь для тех кто не "аккумуляторщик" поясни плиз ...
сейчас использую
ATABA AT-660 предназначено для заряда 6V или 12V свинцово-кислотных аккумуляторов. В нем предусмотрена возможность переполюсовки контактов. В комплект входят "крокодил клипсы" и переходник с переполюсовкой контактов питания.
Вольтаж заряда аккумулятора подбирается переключателем на передней части зарядного устройства.
Зарегистрирован: 23 фев 2011, 19:00 Сообщений: 5752 Откуда: г. Украинка
Мото: NAC 25, KLE-650
Возраст: 53
Тел.: 7846979
Имя: Юрий
sef1976 писал(а):
а теперь для тех кто не "аккумуляторщик" поясни плиз ...
Если зарядку производить асимметричным током, можно добиться значительно лучших эксплуатационных характеристик аккумуляторов. Такое зарядное устройство обладает следующими преимуществами: 1. Зарядный и разрядный токи можно регулировать независимо друг от друга. Следова-тельно, в данном устройстве возможно применять аккумуляторы с различной величиной энергоемкости. 2. При каких-либо пропаданиях переменного напряжения каждое из плеч закрывается и через аккумулятор ток не протекает, что защищает аккумулятор от самопроизвольной разрядки.
_________________ То что судьба сломала, только любовь починит...
Если зарядку производить асимметричным током, можно добиться значительно лучших эксплуатационных характеристик аккумуляторов.
Немного дополню, считаю большим плюсом такой зарядки, это устранения образование сульфата (сернокислого свинца) попросту сульфатации, что продлевает жизнь АКБ. PS: сам пользуюсь архаично древним, трансформаторным зарядным, сделанным в СССР.
_________________ Сотня по пересеченке - это гораздо круче, чем 200км/ч по шоссе
Зарегистрирован: 23 фев 2011, 19:00 Сообщений: 5752 Откуда: г. Украинка
Мото: NAC 25, KLE-650
Возраст: 53
Тел.: 7846979
Имя: Юрий
Как правило это самоделки, потому что несмотря на преимущества, из-за сложности устройств и высокой стоимости, обеспечивающих необходимые параметры зарядного тока, метод заряда автомобильных кислотных АКБ импульсным током широкого распространения не получил.
Вот пример не сложной схемы для кислотно-щелочных аккумуляторов
Заряд асимметричным импульсным током автомобильных кислотных АКБ позволяет сократить время заряда на 15-20%, замедлить сульфатацию электродов подержанных батарей, активизировать вещество их пластин, таким образом замедлить процессы «старения» батарей. Такой метод допускает увеличение амплитудного значения тока заряда в 1,5-2 раза, что сокращает время восстановления работоспособности АКБ. Способ заряда аккумулятора асимметричным импульсным током отличается от заряда импульсным током тем, что в промежутках между положительными зарядными импульсами, подающимися на клеммы аккумулятора, в электроцепи АКБ формируется отрицательный импульс разрядного тока. Он образуется при разряде АКБ через резистор, который находится в зарядном устройстве. Установки, позволяющие производить заряд АКБ асимметричным током, питаются от бытовой электросети 220 В. Импульс зарядного тока формируется за время одного периода переменного напряжения. Соотношение амплитуд зарядного и разрядного токов составляет 10:1, а длительность разрядного импульса обычно в два раза превышает длительность импульса заряда. Заряд батареи производят по обычной схеме до обильного газовыделения (кипения) во всех банках. Напряжение и плотность электролита при этом должны оставаться постоянными в течение двух часов. Во время заряда периодически проверяют температуру электролита. При ее увеличении свыше 45°С заряд прекращают. Действующее значение импульсов тока заряда (измеренное амперметром) не должно превышать 10% от номинальной емкости аккумулятора. Например, для АКБ емкостью 60 Ач зарядный ток не должен превышать 6 А. При больших значениях токов (форсированные режимы заряда-разряда) эффект от использования асимметричного тока уменьшается.
А это пример схемы для гелевых аккумуляторов:
_________________ То что судьба сломала, только любовь починит...
а теперь для тех кто не "аккумуляторщик" поясни плиз ...
сейчас использую
ATABA AT-660 предназначено для заряда 6V или 12V свинцово-кислотных аккумуляторов. В нем предусмотрена возможность переполюсовки контактов. В комплект входят "крокодил клипсы" и переходник с переполюсовкой контактов питания.
Вольтаж заряда аккумулятора подбирается переключателем на передней части зарядного устройства.
Время зарядки: Емкость аккумулятора Время зарядки, час. (приблизительно) 4000mAH 7,2 12000mAH 23,0
Трудно сказать что за зарядное, если блок питание тяжелый то там трансформатор, если легкий то блок питание импульсный. Судя из описания, им можно заряжать АКБ емкостью от 5а/ч и выше, чем выше емкость АКБ, тем дольше ждать, время заряда.
_________________ Сотня по пересеченке - это гораздо круче, чем 200км/ч по шоссе
Зарегистрирован: 28 июл 2011, 17:52 Сообщений: 294 Откуда: Борисполь
Мото: Lifan ring 100
Возраст: 30
Имя: Андрей
eretik,зарядное хорошее есть,и купить его можно на сайте вышеупомянутого Алекса Сороки.Но с учетом того ,что стоит она 150 уёв,приобретают её только самые "помешанные" либо на СТО.Сам я лично путём многих наблюдений и экспериментов успешно пользуюсь АИДА УП-12,которая отлично набивает аккумулятор до полной ёмкости и не "кипятит"его.Заряжает она до 14.5в стабилизированным током 0.7А,после отключается,а когда напряжение падает до 13.8-включается снова,таким образом,получаются своеобразные "качели".С учетом того,что на Инвадере у меня стоит 7А аккумулятор,мне она подходит идеально,так как ток зарядки как раз 1с.
Zerga Поставил вчера аккум. Стартер даже не схватил. На аккуме 8 В. Заряжал час автомобильной зарядкой (4А). Знаю много. Не схватил. Вопрос: Аккум умер из-зп того что: 1. Стоял зиму не полностью заряженный? 2. Того что я зарядил автомобильной зарядкой? 3. Или того что он 2010 года выпуска?
р.s. во флудилке, т.к отдельная тема не стоит, похожих нет, аккум все равно новый покупать, ответ просто для себя узнать хочется.
--- Ответ: 8В на АКБ это ему смерть - вердикт на замену критическое значение 11,5В
Когда сдохла моя Varta знакомымые механики предложили купить у них китайский аккум. OUTDO. Ну взял, такой дешевый по сравнению с гелиевой Вартой что просто грех было не взять. Сезон отработал хорошо, посмотрим что дальше будет. Это я к чему - на выставке заметил эти же аккумы, оказывается их выпускают на современном и очень технологичном предприятии всем известной китайской HUAWEI. Вот тебе сюрприз, то есть возможно очень даже неплохие аккумы и цена радует.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения