Летом 2016 года я начал задумываться о соло сидении на дайтону. В то же время тело требовало комфорта. Не смотря на установленные боковые амортизаторы, на брусчатке все равно неприятно потряхивало, а хотелось неспешно ехать и смотреть по сторонам, а не только ловить по дороге ямы. Потому мысли о соло сидении дополнялись мыслями о пружинах для этого самого сидения.
Купить готовое сидение или заказать его в мастерской - это не наш метод: очень хотелось сделать что-то своими руками для своего мотоцикла. И сделать что-то качественное.
Изначально проект сидения предполагал что-то похожее на это:
Согласно задумке, пружины облегчат дорожные неровности, увеличат высоту по сидению и визуально разгрузят и выделят заднее крыло, которое, на мой взгляд, слишком красивое, чтобы прятать его под штатным сидением. Новым сидением я хотел визуально акцентировать внимание на задней части мотоцикла, по типу классических мотоциклов 20-30 годов 20 века:
Хорошим современным примером такой концепции является английский мотоцикл Triumph Bonneville Bobber:
Вложение:
boneville bobber.jpg
Поэтому на определённых этапах я рассматривал так же возможность использования рессор вместо пружин. Но пружины все же оказались предпочтительнее ввиду большей мягкости.
Так же основным требованием для нового сидения была полная совместимость со штатными креплениями, чтобы можно было использовать как штатное сидение, так и новое.
Таким образом общий образ сидения подразумевал комплектацию из следующих частей: - основа, которая крепится на раму на штатные места - пластина сидения - мягкий наполнитель - чехол - пружины - петля
Ранее в изготовлении багажника я использовал листовую сталь 4мм. Такой толщины мне показалось достаточно и для сидения. Забегая наперед скажу, что листа 3мм будет вполне достаточно. Так же, посетив несколько раз салон Харли Девидсон в Киеве и изучив конструкцию некоторых узлов и агрегатов, я обратил внимание на их "монументальность" - все большое и толстое, поэтому я решил делать сидение максимально монолитным.
Забегая наперед скажу, что чертежей изделия я не делал, поскольку все делалось по старинке - лекалами.
Для изготовления основания сидения и самой пластины, очертив раму и центральную часть оббивки штатного сидения на бумаге прямо у мотоцикла, я изготовил лекала, которые позже перенес на картон для предварительной примерки:
Вложение:
IMG_20161031_110141115.jpg
Подогнав уже картонные лекала по месту, я купил стальной лист 4мм, разметил вырезаемые изделия и начал вырезку. Болгаркой:
Вложение:
IMG_20161107_161110640.jpg
Учитывая толщину материала, процесс был достаточно трудоемким, шумным и пыльным. Для крепления основы сидения к раме я оставил уши крепления, намереваясь их загнуть. Но опять же толщина материала внесла свои коррективы - для большей аккуратности позже я решил их срезать и приварить по месту. Результат вырезки:
Вложение:
IMG_20161107_182425427.jpg
По мере продвижения работы - сезон подходил к концу и стало понятно что впереди вся зима, а значит будет достаточно времени, чтобы сделать, все хорошенько обдумав и рассчитав. Крепление чехла изначально я планировал выполнять плетением, ориентировочно как на фото ниже:
Поэтому по периметру пластины сидения просверлил 53 отверстия на 3,5мм:
Вложение:
IMG_20161201_221152962.jpg
Но на определенном этапе от плетения решил отказаться, т.к. ввиду формы сидения оно могло натирать ноги во время езды, а изначальный замысел подразумевал максимально возможный уровень комфорта.
Дальше нужно было разметить основу и пластину для сверления отверстий под петлю, пружины, сайлентблоки (чтобы избежать контакта с рамой). Начать решил с петли, чтобы позже, подбирая расстрояние от петли, добится нужной жесткости пружин. Изначально я планировал изготовить петлю из трубы и приварить ее к одной из половин и использовать резиновые втулки. Но у отца в закромах завалялась петля от дверцы какой-то советской военной техники. Литая. Вещь вечная, но с большим люфтом, за счет чего пластина сидения смещалась на 3 см в сторону, и поэтому требовала доработки. На фото процесс сверления отверстий в основе:
Вложение:
1483636302700.jpg
Что касается пластины сидения, то для придания ей анатомической формы, ее необходимо было согнуть. Опять-таки, учитывая толщину материала, согнуть его руками (или ногами) или даже доступным прессом не представлялось возможным. Выручил отец - вальцами пластину согнули в такую же форму, как у оригинальной пластмасовой основы штатного сидения. Сделано это было с учетом складывания пружин на кочках, чтобы форма пластины подходила к мотоциклу и не била в крыло или по раме, и могла опускаться максимально низко, не ограничивая тем самым свой рабочий ход. Предварительная сборка была произведена на двух пружинах от велосипедного сидения:
Вложение:
IMG_20170106_205553417.jpg
Поскольку сидение уже начало обретать некую форму, его можно было примерять на мотоцикл и сделать первые выводы:
Вложение:
IMG_20170108_122358068.jpg
А выводы были следующими: - внешний вид нравился - посадка стала выше - жесткость пружин была недостаточной - в спокойном состоянии они были сложены больше чем на половину.
Ввиду этого я решил отодвинуть пружины немного назад, что повысило бы их жесткость (рычаг больше), а так же добавить третью пружину посредине. Таким образом теперь конструкция подразумевала наличие трех пружин.
После всех примерок и доводок кромок и плоскостей (ручная работа наждачкой) пришло время браться за мягкий наполнитель и чехол. В качестве мягкого материала изначально я рассматривал туристическую пенку, однако отзывы в интернете об этом материале насторожили меня - люди писали, что ехать очень твердо и через сезон-два пенка разваливалась. Мебельный поролон так же не подходил ввиду своей малой плотности. Потому я остановился на вспененном латексе. Материал, на мой взгляд, хорошо подходил для моих целей и был очень приятным на ощупь. Для формирования формы сидения я использовал металическую щетку для дрели (болгарка была не еффективной с этим материалом). Вспененный латекс хорошо обрабатывается, но щетка оставляет рванную поверхность. Поэтому, после формовки, все изделие было обклеено вспененным полиэтиленом для выравнивания поверхности и гидроизоляции:
Вложение:
IMG_20170202_211539283.jpg
Вложение:
IMG_20170202_211546143.jpg
Далее нужно было изготовить лекала для раскройки чехла. Подсмотрев технологию в интернете, я обклеил мягкий наполнитель малярным скотчем с тем, чтобы в дальнейшем обрисовать контуры для швов и, сняв его, получить лекала. Забегая наперед, скажу, что малярный скотч очень хорошо пристает к полиэтилену, и пришлось хорошенько помогать ему отклеиться водой. Обклеенный наполнитель выглядел вот так (мумия ):
Вложение:
IMG_20170202_230638880.jpg
Я долго решал что же использовать для чехла. Изначально были мысли использовать кожу с тиснением, но за кожей необходим уход, и она может создавать неудобство во время дождя (быстро намокает и долго сохнет), поэтому я все же, скрепя душой, решил остановиться на кожзаменителе. Хотелось сидение светло-бурого цвета, но т.к. на мотоцикле нету больше элементов в таком же цвете, для соблюдения гармонии решил делать сидение черным, такое же, как штатное. Должен сказать, что найти хороший кожзаменитель в Киеве довольно сложно. Выбор велик, но предлагаемые материалы настолько нежные, что на роль чехла для сидения мотоцикла не годились совсем. И вот в процессе поиска подходящего черного материала я нашел белый. И не смог устоять Раскроил по лекалам и сшил чехол руками. Был удивлен, но времени это заняло около 2 часов, хотя делал это впервые и поначалу даже не знал с какой стороны за это взяться (чехол в вывернутом состоянии):
Вложение:
IMG_20170204_133354503.jpg
Дальше отнес его швее, которая прострочила швы и сделала декоративные отстрочки красного цвета на машинке (надпись на баке мотоцикла красная, да и на штатном сидении отстрочки выполнены красной нитью):
Вложение:
IMG_20170204_160432489.jpg
Далее я приобрел три новых хромированных пружины в велосипедном магазине. Собранная конструкция уже позволяла оценить получающееся изделие, посидеть на нем:
Вложение:
IMG_20170220_172648288.jpg
После этой примерки стало понятно, что сидение мягкое, комфортное и жесткость пружин отлично подходит. Но мне хотелось поднять сидение еще выше. Для этого были изготовлены три алюминиевые бобышки, которые вставляются под пружины, поднимая, таким образом, всю конструкцию.
С наступлением первых теплых дней я решил испытать сидение на ходу, чтобы понять, нужно ли что-то доработать перед покраской и сборкой:
Вложение:
IMG_20170224_132431548.jpg
Для чистоты эксперимета я специально прокатился по плохим участкам дороги на штатном сидении, и сразу после этого поставил новое. Испытаниями я остался очень доволен. Первым впечатлением была мягкость - на выбоинах я сидел на месте, слегка покачиваясь на пружинах, а мотоцикл подо мной в это время подскакивал на ямах. Раньше на таких участках дороги было больно ехать быстро, а теперь я за скоростью не следил и ехал в свое удовольствие. Поставленная цель по мягкости была достигнута, и мне стало интересно, какими будут мои впечатления от езды на протяжении более длительного времени. Поэтому я поехал кататься по окрестностям. Накатав несколько часов по разным дорогам, включая брусчатку, я так и не устал, ничего нигде не натирало и не затекало. Однако на скользкой грунтовой дороге мне не хватало связи с мотоциклом из-за люфта в петле, о котором говорил ранее. Поскольку сама петля была сварная, с помощью токаря внутренний штифт высверлили, и выточили новый штифт, на котором петля сидит плотно. Люфты ушли. Конструкция стала разборной и, соответственно, обслуживаемой.
Так же у меня не был придуман способ крепления передней части основы, т.к. ввиду ее размеров (она длинная и закрывает полностью подседельное пространство) крепить ее, как штатное сидение, задвигая вперед, не представлялось возможным. Поэтому в основе сидения я сделал паз для болта М6, а на раме мотоцикла, в пластине за хребтовой частью рамы, к которой крепятся боковые пластиковые крышки, проверлил отверстие и нарезал в нем резьбу. Таким образом третья точка крепления сидения фиксируется болтом.
Кроме того мне захотелось отодвинуть сидение немного назад, для чего я перевернул крепление петли к пластине сидения. А болты для крепления пружин и петли были приварены к пластине сидения, чтобы можно было разбирать конструкцию после обтяжки чехлом.
После всех этих изменений можно было приступать к покраске. Я выбрал черный матовый цвет. Все металические детали, кроме пружин и болтов, предполагалось покрасить в этот цвет. Технология покраски вполне стандартная - грунт, краска, лак. Все покрытия - одного производителя, все матовые. Напылялись тонкими слоями, чтобы избежать потеков. Грунт:
Вложение:
1491836463186.jpg
Покраска:
Вложение:
IMG_20170411_123557437.jpg
Покраска заняла несколько дней, т.к. производилась с двух сторон, и необходимо было дать покрытию хорошо высохнуть, чтобы была возможность перевернуть изделие. После покраски изделия просыхали еще неделю, чтобы не повредить покрытие во время сборки.
По окончании сушки можно было приступать к обтяжке. Отказавшись от плетения, у меня оставался выбор между заклепками (подсмотрел в салоне Custom Culture в Киеве) и скобками. Использовать скобки проще, но для них нужна мягкая основа, а я не хотел утолщать сидение. Кроме того, низ сидения, на мой взгляд, красивее смотрелся бы с заклепками. Потому остановился на заклепках и приступил к обтяжке сидения чехлом. Обклеил пластину сидения двухсторонним скотчем для фиксации мягкого наполнителя, а по контуру обтянул пластину сидения кембриком, чтобы чехол не контактировал с металлом:
Вложение:
IMG_20170419_221217486.jpg
Вложение:
IMG_20170419_230112279.jpg
После этого отцентрировал чехол и начал крепить его заклепками:
Зарегистрирован: 14 мар 2016, 13:08 Сообщений: 36 Откуда: Россия, г.Липецк
Мото: Desert Raven Daytona 350i
Возраст: 39
Имя: Дмитрий
Классно получилось. А я пока пошёл путём покупки готового изделия, так сказать пилотный вариант. Да и основа для переделки на будущее будет. Но я смотрю дальше и хочу допилить в стиле бобра. Уже прикупил заднее крыло и другие ништяки.
Окончательную сборку проводил очень медленно, чтобы не поцарапать покрытие. Но несколько небрежных движений убедили меня в надежности покраски, и дальше сборка пошла быстрее. Готовое к установке изделие (Вес 6,1 кг.):
Вложение:
IMG_20170421_105934733.jpg
Вложение:
IMG_20170421_110109703.jpg
На мотоцикле:
Вложение:
IMG_20170427_192919305.jpg
Вложение:
IMG_20170427_192907777.jpg
Вложение:
IMG_20170427_184513391.jpg
Вложение:
IMG_20170427_184336917.jpg
При желании сменить сидение можно за 5 минут.
Таким образом с изготовлением этого сидения я решил следующие поставленные перед собой задачи: - мотоцикл-одиночка - выше посадка - мягче на плохой дороге - новый нюанс в стиле мотоцикла (акцент на заднюю часть) - поработал руками - сидение совместимо со штатным
Процесс изготовления у меня занял 5.5 месяцев межсезонья неспешной работы в свое удовольствие
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 33
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения