Как вести себя с сотрудниками ГАИ в проблемных ситуациях.
Пришло время разобраться в том, как себя вести, если в процессе оформления возникают проблемы с ГАИ: на свет появляются пустые бланки, вам запрещают фотографировать место ДТП или же каким-то образом стараются помешать вашему участию в оформлении.
Когда возникают подобные ситуации, шансы на победу есть у того, кто знает законодательство и ведет себя с инспекторами грамотно. Зачастую водители не догадываются о своих правах, а потому легко попадаются на определенные «разводы» со стороны «стражей дорог», которые те с удовольствием используют.
Как себя правильно вести с ГАИ.
Первое правило при общении – не провоцировать инспекторов на агрессию. Как ни банально это звучит, но ГАИшники тоже люди. Их «грузит» начальство, они устают на работе и переживают свои семейные проблемы. Зачастую они настроены нейтрально и заинтересованы как можно скорее оформить ДТП и отпустить всех по домам. В таком случае лучшим поведением с вашей стороны будет не раздражать их своим блестящим знанием законов и выяснением деталей оформления, а предложить свою помощь или спокойно подождать, пока к вам не обратятся. Применять советы, изложенные ниже, нужно лишь в том случае, когда из вас начинают явно делать виноватого или же манипулировать документами. В большинстве случаев, ГАИшники предпочитают не ввязываться в конфликт с теми, кто знает свои права и умеет твердо их отстаивать, а отыгрываются на доверчивых и невнимательных водителях. Чтобы не войти в их число, следует рассмотреть, какие стандартные приемы используют наши инспектора при оформлении ДТП:
«Развод на «раз-два-три».
Представьте себе ситуацию: вы едете на мотоцикле, и тут из соседней полосы вас неожиданно подрезает автомобиль. Удар, падение, все живы и целы, но после оформления вы с удивлением узнаете вердикт: «обоюдка». Почему виноваты оба при явном нарушении подрезавшего авто? Человек в погонах доступно объяснит, что согласно п.12.3 ПДД: «В случае возникновения опасности для движения или препятствия, которое водитель объективно способен обнаружить, он должен немедленно принять меры для уменьшения скорости вплоть до полной остановки транспортного средства». Благодаря «разводу на 1-2-3» обоюдной виной закрывается до 80% подобных ДТП. И дело не в том, что ГАИшник кому-то симпатизирует, просто закрыть дело стандартным путем намного проще, чем выяснять, кто же на самом деле виноват.
Бороться с ситуацией можно грамотным составлением объяснительной записки.
Почему именно так? Потому, что ДТП, в которых никто не пострадал, приравниваются к административным делам. Вердикт по каждому такому случаю выносит дознаватель, не выходя из своего кабинета – пользуясь материалами дела (схемой, протоколом и объяснительными записками участников). Чем больше информации вы внесете в эти материалы, и чем грамотнее ее оформите, тем больше у вас шансов на справедливый исход. ВАЖНО ПОМНИТЬ, что если какие-либо детали не попали в материалы дела, априори считается, что их не было, поэтому следить нужно за каждой мелочью, которая может сыграть в вашу пользу. Кроме того, если вы являетесь пострадавшей стороной, следите за грамотной формулировкой ситуации: не «я ударил», а «меня ударили», не «я врезался», а «меня сбили». Естественно, эти фразы употребляются только, если вы действительно пострадали. Эти советы не помогут «отмазаться» тому, кто виноват в аварии.
Итак, вернемся к нашей ситуации с подрезанием.
Проверьте, куда пришелся удар вашего мотоцикла по автомобилю.
• Если это передняя часть машины или крыло, объяснительная должна выглядеть примерно так:
«Я, Ф.И.О., ехал со скоростью в пределах ПДД. Неожиданно почувствовал удар и упал. После того как встал – увидел, что меня сбила машина (марка) с гос. номером (номер)».
• Если удар пришелся в заднее крыло авто, то объяснительная должна быть такой:
«Я, ФИО, ехал со скоростью в переделах ПДД. Внезапно автомобиль (марка) с гос. номером (номер) сделал резкий маневр прямо в меня. Я сделал все, чтобы избежать столкновения путем торможения, но из-за грубого нарушения правил ПДД водителем авто избежать столкновения оказалось технически невозможно. Виноватым в происшедшем себя не считаю». Почему именно такая форма должна вас защитить? Во-первых, отсутствие конкретики в указании скорости, времени и расстояния помогут вам избежать критики со стороны экспертов ГАИ, что «со скоростью 60 км/ч на расстоянии 3-х метров транспортное средство технически способно избежать столкновения». Поэтому измеримые цифры мы не указываем, тем более что глазомер стопроцентно исказит данные – 5 метров вспомнятся как 7 или 10. Во-вторых, лучше сказать, что вы тормозили, а не объезжали. Первое показывает, что вы действительно пытались предотвратить ДТП, второе – что не справились с управлением. На вопрос: «почему не пытался объехать» можно ответить, что соседняя полоса была занята другим автомобилем. Если спросят, где же ваш тормозной след – можно смело говорить, что торможение было плавным. На самом деле, тормозной след – это признак неэффективного торможения, и далеко не во всех случаях он должен быть виден.
Отказ записать свидетелей в протокол.
Это достаточно частый случай в практике оформления. По каким-то личным причинам, возможно, чтобы облегчить себе работу, а возможно, со «щедрой руки» второго участника ДТП, ГАИшники не любят вписывать свидетелей в протокол. Но, если для дела важны свидетельские показания (например, необходимо доказать, кто проехал на красный свет), свидетели – «ваше все», и упускать их нельзя.
Итак, ваши действия относительно свидетелей:
• попросить их заполнить бланк объяснительной (бланки можно взять в ГАИшной машине);
• на всякий случай вписать их в свою объяснительную;
• проследить, чтобы в графе «Свидетели» протокола были указаны полностью Ф.И.О. и номер телефона очевидцев события. В будущем эта информация пригодится следователю для выяснения подробностей дела. Часто свидетели боятся иметь дело с судом, но вы можете успокоить их объяснением, что при административных делах до вызова в суд дело доходит редко.
В том случае, если инспектор «забыл» их указать, все контакты можно вписать самому – вы имеете на это полное право. Зачастую ГАИшники используют популярное возражение: «Но это же ваш кум/сват/брат, в общем, заинтересованное лицо». Запомните, что согласно ст. 251 Кодекса Украины об административных правонарушениях, «…В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу». Поэтому с чистой совестью заполняйте графу «Свидетели» протокола, несмотря на возможные возмущения забывчивых инспекторов. Хочется сразу вас предупредить: бывают случаи, когда с самыми добрыми намерениями друзья или родственники могут предложить помощь и «засвидетельствовать», что они что-то видели, хотя на самом деле такого не было. У дознавателей есть эффективные методики по выявлению лжесвидетельств на перекрестных допросах. Придуманные объяснения они «расколят» на раз, и в таком случае разбор дела бесповоротно ухудшится до... двух лет лишения свободы (Статья 384 Уголовного кодекса Украины). Поэтому не допускайте подобных ситуаций. Лжесвидетелям противной стороны можно это тоже доступно объяснить.
Что еще «забывают» указывать в материалах оформления ДТП.
Ямы, щебень, отсутствие разметки на дороге – все это тоже бывает причиной аварии, но инспектора очень не любят указывать их в схеме ДТП.
Согласно ст. 6.21 Приказа № 111 «Об утверждении Инструкции по деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД», работники ГАИ обязаны «Контролировать содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог и дорожных сооружений и их освещенность». Как все понимают, это связано с рутинными бюрократическими процедурами, поэтому на ямы просто закрывают глаза. Но вам то нужно отстоять себя перед дознавателем, который будет смотреть исключительно на бумаги, а значит, по умолчанию принимает, что если что-то в них не попало, значит его и не было. То есть, если ничего другого не указано в схеме ДТП и протоколе, значит, дорожное покрытие было отличным, разметка находилась на своем месте, а причиной аварии послужило ваше личное неумение водить мотоцикл. Поэтому, если вы видите, что на схеме ДТП чудесным образом разровнялись все ямы и испарился щебень, то всегда можно дописать от руки: «схема составлена неверно, не указано то-то и то-то». Дорисовывать «от себя» на схеме ничего нельзя, но никто не может запретить вам написать на краях возражения, когда вам отдадут ее на подпись.
Кроме того, в протоколах нового образца существует графа «дорожное покрытие», в котором также можно указать, что именно послужило причиной аварии.
Запреты на видео / фотосъемку.
Подается под видом: поскольку существует тайна следствия, то категорически запрещено снимать. На самом деле, тайна следствия вступает в силу только в том случае, когда дело ведет специальная следственная группа, место ограждено и за кордон никого не впускают, но это – уже отдельная история. Бывали случаи, когда инспекторы даже требовали лицензию на проведение фотосъемки на месте ДТП. Подобное требование – чистой воды фантазия, таких лицензий не существует и они не нужны. Согласно ст. 3 Закона Украины «О милиции», «все действия милиции являются гласными». Следовательно, каждый водитель имеет полное право вести фото/видео съемку как места аварии, так и процесса оформления ДТП. Полезно также, на всякий случай, сфотографировать все документы, которые вы подписываете. Возмущение инспекторов можно парировать вышеуказанной статьей.
Подписание документов.
Очень деликатный момент. Подписью вы заверяете, что согласны с содержанием документа. Зачастую на этом этапе водители совершают 3 основные ошибки:
1) Отказ подписывать:
Большой ошибкой является отказ от подписания протокола. Даже если события, записанные доблестным инспектором, больше напоминают сочинение на вольную тему, ваше возмущение в форме «я это не подпишу», только навредит. Дело в том, что в глазах судьи материалы дела более аргументированы и весомы, чем ваша «акция протеста». А потому ваше реальное «поле битвы» – это документация по ДТП.
2) Подписание «не читая»:
Внимательно изучите протокол, когда вам отдадут его на подписание, не поддаваясь на провокации «ну что ты там читаешь – пописывай давай». Если что-то расходится с реальными событиями, то пишите «с протоколом не согласен», и вписывайте все факты, которые были пропущены или искажены. Конечно же, в идеальном варианте у вас должны быть свидетели, которые подтвердят все ваши слова. Ну а после закрепите это дело подписью и отдавайте инспектору.
Любые способы ГАИшника вас «ускорить», являются также обычной провокацией. Законы никак не ограничивают ваше время на изучение материалов дела.
3) Подписание пустых бланков:
как правило, это предлагается под видом заботы о вашем драгоценном времени: «Ну что ты будешь тут время тратить? Езжай себе, а мы быстренько сами все оформим». Как правило, это верный показатель того, что работники «большой дороги» куплены, и вам придется за себя побороться. Спокойно отвечайте, что времени у вас достаточно, и готовьтесь очень тщательно проверять все документирование событий.
Контроль за работой ГАИ.
«Линия доверия» ГАИ.
Если вы увидите, что действия сотрудников ГАИ противозаконны, вы можете обжаловать работу инспектора, обратившись на Линию Доверия ГАИ. В каждой области есть свой номер телефона доверия, узнать его можно в Интернете, кроме того, он должен быть написан на дверях милицейской машины. По Киеву это телефон (044) 483-70-64. Оператор телефона доверия ГАИ, возможно, сможет также предоставить вам конструктивную информационную помощь по интересующим вас вопросам, касающимся украинского законодательства. Не факт, что звонок на «линию доверия» стопроцентно решит спорные вопросы с незаконным поведением инспектора, но как минимум, проблем на работе с вашей «легкой руки» у него станет больше. Для совсем критических случаев существует Служба внутренней безопасности (СВБ) МВД Украины. Ее главной задачей является противодействие коррупции и борьба со злоупотреблением служебным положением сотрудниками милиции. Обращаться туда необходимо, имея на руках весомые доказательства, например, фотосъемку факта взятки сотрудником ГАИ. Кстати, в недавнем интервью министр внутренних дел Украины подтвердил, что МВД «обеими руками «за» практику видеофиксации действий сотрудников милиции». Так что при грамотном подходе к ситуации у вас есть весомые шансы отстоять справедливость.
Итак, вышеперечисленные методы можно использовать лишь в случае, когда ГАИшники начинают откровенно злоупотреблять положением или вступают в открытый конфликт. В большинстве случаев они просто выполняют свою работу, и если видят, что столкнулись с человеком, знающим законы и свои права, портить себе нервы не будут. А для того, чтобы стать таким человеком и не попасть впросак, полезно изучить:
1. Статьи 16, 53 Закона Украины «О дорожном движении».
2. Статью 63 Конституции Украины.
3. Статьи 256, 268 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП).
4. Статьи 3, 5 Закона Украины «О милиции».
5. Приказ №111 от 27.03.2009 «Об утверждении Инструкции по деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД».
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения