Зарегистрирован: 26 дек 2011, 18:36 Сообщений: 355 Откуда: Донецкая обл.
Мото: Honda CB600F Hornet
Возраст: 33
Имя: Александр
«Ставить ли демпфер на руль» - один из самых злободневных вопросов в мотоциклетной среде. Мнения по этому поводу зачастую противоположные. Как выясняется, при оценке необходимости такого тюнинга, главным являются качества не демпфера, а водителя.
Практически всегда, читая результаты дорожных тестов мотоциклов, наталкиваешься на оценку устойчивости мотоцикла на высокой скорости. Какие-то аппараты «рыскают», другие, наоборот, идут как по рельсам. Давайте разберёмся, почему же так получается.
Мотоцикл рыскает всегда, только величина этого рысканья может быть различной и зависит от многих факторов: геометрии подвески, состояния дорожного покрытия, скорости, износа шин... Передняя вилка и колесо вместе прекрасно отрабатывают неровности покрытия, но подвеска мотоцикла работает исключительно в вертикальной плоскости. А при наезде на неровность возникает ещё небольшое смещение колеса и в горизонтальной плоскости.
Быстро вращающееся колесо мотоцикла обладает гироскопическим эффектом, поэтому тут же стремится вернуться в нейтральное для себя положение, которое соответствует углу наклона мотоцикла. Но, опять же, пока оно возвращается, попадается следующая неровность, снова слегка смещающая колесо в горизонтальной плоскости (разумеется, здесь имеются в виду незначительные неровности, большинство из которых даже не заметны глазу). Это совершенно естественный процесс, который происходит всегда, когда мотоцикл едет. При движении по идеальному покрытию все эти колебания настолько незначительны, что пилот их попросту не чувствует: создаётся ощущение идеального прямолинейного движения. В конце концов, если бы эффект гироскопа не заставлял колесо возвращаться в нейтральное положение, то ни о какой езде «без рук» не могло бы идти и речи. Поэтому в целом мотоцикл стабилен и всегда стремится сохранять прямолинейное движение.
Но стабилен он лишь до тех пор, пока никто не пытается резко повернуть руль, и пока мотоцикл имеет правильную развесовку по осям. Гироскоп сильно сопротивляется попыткам изменить положение оси, что и происходит, когда пилот поворачивает руль. Эффект гироскопа усиливается с увеличением скорости вращения тела, поэтому чем больше скорость, тем сложнее становится повернуть мотоцикл. Если же попытаться изменить положение оси гироскопа резко, то это спровоцирует несколько затухающих колебаний со значительной амплитудой. Убедиться в этом очень легко.
Берёте велосипедное колесо за ось с двух сторон, раскручиваете, а затем резко смещаете ось в горизонтальной плоскости. Даже при небольшой скорости вращения колеса на руки передадутся весьма ощутимые колебания. Теперь представьте, во сколько раз велосипедное колёсико легче мотоциклетного, и во сколько раз медленнее оно вращалось во время эксперимента. Когда подобный толчок получает колесо мотоцикла, колебания передаются на вилку, а значит, и на рукоятки руля. Руль кидает несколько раз из стороны в сторону (wobbling), амплитуда колебаний может быть при этом такой, что руль будет выворачивать от упора до упора (это и есть так называемый tank-slapper или head shake). Удержать руль в это время невозможно, а попытки это сделать только усугубляют ситуацию, так как провоцируют новые колебания.
Обстоятельства, провоцирующие такие колебания, могут быть самыми разными, но, как правило, связаны с разгрузкой переднего колеса. В этот момент риск его резкого смещения в горизонтальной плоскости особенно велик. Это может быть наезд на препятствие в повороте, при интенсивном разгоне, выход из поворота с ускорением... Демпфер
Проблемы эти научились решать с помощью рулевых демпферов, миниатюрных устройств, напоминающих по конструкции амортизаторы, которые гасят (название damper от англ. to damp – «гасить») нежелательные колебания вилки. С одной стороны, рулевой демпфер может поглотить резкое нежелательное колебание вилки в горизонтальной плоскости и предотвратить, таким образом, развитие этого колебания в вышеупомянутые колебания. В обычных условиях хороший демпфер должен быть попросту незаметен, он не должен создавать дополнительное сопротивление рулению. Но он должен быть всегда настороже, чтобы в любой момент погасить резкое колебание.
Разумеется, погасить колебания полностью демпферу не по силам, но он может существенно снизить их частоту и амплитуду. С другой стороны, не стоит слепо верить в чудотворные способности демпфера: если пилот совершает грубые ошибки при вождении (например, слишком крепко держит руль), то мотоцикл будет вести себя нестабильно независимо от наличия демпфера. В первую очередь, демпферы необходимы современным спортбайкам с их мощнейшими моторами, легко поднимающими мотоцикл вместе с пилотом на заднее колесо, и малыми углами наклона вилки, обеспечивающими им острую управляемость. А, как известно, чем острее управляемость, тем сильнее действуют на вилку неровности дороги. Принцип работы
Принципы работы рулевого демпфера полностью повторяют таковые, присущие современным амортизаторам. В упрощённой модели всё выглядит следующим образом. В основе конструкции лежит ёмкость, заполненная маслом, и подвижная перегородка, разделяющаяёемкость на две камеры. Также предусмотрены специальные отверстия (клапаны), размер которых регулируется. Перегородка движется внутри ёмкости, изменяя, таким образом, объёмы двух камер и заставляя масло циркулировать сквозь отверстия. Величина демпфирования регулируется с помощью изменения размера отверстий (иногда ещё и их количества), сквозь которые проходит масло: чем меньше отверстие, тем выше степень демпфирования и наоборот. В зависимости от конструкции демпфера, перегородка может быть связана либо со штоком, который движется вперед-назад (телескопический демпфер), либо с вращающейся осью (роторный демпфер). Типы демпферов
На сегодняшний день господствуют два типа рулевых демпферов:
Телескопические очень похожи на обычные амортизаторы: внутри цилиндрического корпуса демпфера движется шток, на котором закреплен поршень. Он и выполняет функцию той самой движущейся «перегородки». Установка
Устанавливаются телескопические демпферы по-разному (в зависимости от конкретной модели байка и выбранного крепёжного набора - fitting kit'a), но чаще всего - вдоль верхней траверсы вилки. И, опять же, варианты могут быть разными: можно закрепить на раме корпус, а шток соединить при помощи рычага с вилкой, а можно и наоборот - закрепить корпус на траверсе вилки, а с рамой соединять уже шток. Роторный демпфер
Роторные демпферы совсем не похожи на своих телескопических собратьев, хотя работают по тому же принципу. Такие демпферы имеют гораздо более прочную конструкцию и куда более устойчивы к повреждениям при падениях (телескопические выходят из строя при любом более-менее серьёзном), поэтому зарекомендовали себя, прежде всего, на внедорожных мотоциклах. Это не мешает им, однако, с равным успехом использоваться и на спортбайках. Установка
Корпус роторного демпфера чаще всего закрепляется на верхней траверсе вилки, а его подвижная ось соединяется при помощи рычага с рамой. Новинки
Кроме того, у каждого производителя могут быть свои «ноу-хау». Например, HyperPro подчёркивает, что при фиксированном уровне демпфирования невозможно найти универсальную настройку: жёсткий демпфер будет досаждать при маневрировании на низкой скорости и в ограниченном пространстве, в то время как мягкий не обеспечит должного поглощения энергии в экстремальных ситуациях. Звучит вполне убедительно. В связи, с чем HyperPro представляет систему Active Control. Уровень демпфирования в системе Active Control зависит от величины импульса, который передаётся через вилку на демпфер: чем больше импульс, тем больше демпфирующий эффект, и наоборот. Scotts предлагает очень широкие возможности по регулировке: отдельно устанавливается величина демпфирования для значительных и незначительных импульсов, а также предусмотрена регулировка диапазона поворота руля, на котором будет срабатывать демпфер. Также демпфер Scotts может быть в считанные секунды переставлен с одного байка на другой, при условии, что там уже установлен крепёжный набор (mount или fitting kit). Как и в случае с амортизаторами, производителям рулевых демпферов приходится решать проблему расширения нагретого при работе масла. Безопасность
Бесспорно, рулевой демпфер, при условии его правильной настройки, - элемент вашей безопасности, а на ней вряд ли имеет смысл экономить. Практически все гонщики-профессионалы используют рулевые демпферы на своих гоночных мотоциклах (правда, зачастую они их настраивают на минимальный уровень демпфирования). Однако и у них бывают проблемы с колебаниями передней подвески, что можно увидеть на каждой гонке.
Зарегистрирован: 26 дек 2011, 18:36 Сообщений: 355 Откуда: Донецкая обл.
Мото: Honda CB600F Hornet
Возраст: 33
Имя: Александр
Хочу сказать, что в прошлом году в наших краях один парень разложился на моте Zongchen ZS200GS, поймал "воблинг" и не смог из него выйти на скорости более 100км/ч. Благо, что отделался только ушибами, спасла качественная экипировка. Конечно, некоторые из нас уйдут от ответа в этой теме, сославшись на богатый опыт в управлении мототехникой! А я скажу, что качество наших дорог не позволяет нам вести себя расслабленно на дороге. Как вариант, можно заменить масло в передней вилке большей плотности, по сравнению со стоковым. Однако, даже это не решит всех нюансов в работе передней вилки на наших "качественных" дорогах.
Зарегистрирован: 13 фев 2011, 08:21 Сообщений: 580 Откуда: Донецк, Украина
Мото: Honda CBF 600 S
Возраст: 41
Имя: Сергей
Сначало установи и покатайся, а потом расскажешь. Хотя из выше изложенной статьи я понял, что дэмфер устанавливают на мотоциклы, двигающихся на больших скоростях, поэтому дэмфер на Geone будет смотреться как антикрыло на Ланосе (это моё мнение).
Зарегистрирован: 26 дек 2011, 18:36 Сообщений: 355 Откуда: Донецкая обл.
Мото: Honda CB600F Hornet
Возраст: 33
Имя: Александр
lolek писал(а):
:D Сначало установи и покатайся, а потом расскажешь. Хотя из выше изложенной статьи я понял, что дэмфер устанавливают на мотоциклы, двигающихся на больших скоростях, поэтому дэмфер на Geone будет смотреться как антикрыло на Ланосе (это моё мнение).
По описаниям которые выложены выше так и есть! Тогда почему на отцовском советском ИЖе Юпитер-3 он в комплектации есть? Если у него поставить ведущую звезду (кажется на 19), то он набирает не более 90км/ч И на Иже было более комфортнее на дороге, чем на Восходе 3м (демфер на котором отсутствовал)
Я, честно говоря, всегда полагал, что демпфер устанавливаются на мотоциклы объемом от шестиста кубиков и резвостью спортА. Где, собственно говоря, "расколбас" очень вероятен.
Поддерживаю сравнение с антикрылом на Ланосе.
Кстати, очень хороший способ бороться с гироскопическим эффектом - использовать контрруление.
Когда то ехавши в Пирятин встречать ребят на первый Хуторок на Кавасаки Балиус при скорости примерно 120км/ч два раза получил такой удар по рулю , шо аж отсохли руки на время, и хорошо что внимательно рулил, считал бы ворон, гарантированно улетел бы в кювет или разложился. Вся гадость воблинга в том что он сцуко приходит неожиданно, на вроде нормальном дорожном покрытии. Считаю что мне тогда повезло не разложиться, можете мне не верить но смещение руля по оси на левую руку было примерно 10-15см с мгновенным возвратом. А если ещё чеснее, то неслабо пересрал тогда, втрой случай был мягче и не такой напряжный
На Геонах пока с таким не сталкивался, на Дайтоне скидывал скорость на плохой дороге, Туреру на крейсере 100км,ч и его длинноходными вилкой и маятником пофиг плохие дороги ИМХО
Тогда почему на отцовском советском ИЖе Юпитер-3 он в комплектации есть? Если у него поставить ведущую звезду (кажется на 19), то он набирает не более 90км/ч И на Иже было более комфортнее на дороге, чем на Восходе 3м (демфер на котором отсутствовал)
А на ПС-е нету! А он набирал куда более 90-та! На Явах тоже нет, кроме Калифорниана, к-рый шёл на экспорт в США. ИМХО при исправной ходовке на скоростях 100...120 демпфер не особо нужен. Без Д. я ездил, а с ним- НЕТ.
_________________ Мотоцикл- лучшее изобретение человечества (секс ведь люди не сами придумали)
Может кто знает,а предохранит ли демпчер от резкого рывка руля до упора, который может случаться при прохождении поворота и потере сцепления переднего колеса с дорогой(наприм, песочек на асфальте)?
Может кто знает,а предохранит ли демпчер от резкого рывка руля до упора, который может случаться при прохождении поворота и потере сцепления переднего колеса с дорогой(наприм, песочек на асфальте)?
Для этого он и нужен, тоесть предотвратить любую возможность воблинга (расколбаса).
Для этого он и нужен, тоесть предотвратить любую возможность воблинга (расколбаса).
Тогда, получается, что имеет смысл ставить даже на круизёра. Т к рывок руля получается настолько сильный и резкий, что мамадарагая. Сколько денег стоит такой девайс?
Для этого он и нужен, тоесть предотвратить любую возможность воблинга (расколбаса).
Тогда, получается, что имеет смысл ставить даже на круизёра. Т к рывок руля получается настолько сильный и резкий, что мамадарагая. Сколько денег стоит такой девайс?
Может кто знает,а предохранит ли демпфер от резкого рывка руля до упора, который может случаться при прохождении поворота и потере сцепления переднего колеса с дорогой(наприм, песочек на асфальте)?
Шото я не понял. При потере сцепления пер.к-са с дорогой при прохождении поворота не руль до упора выворачивается, а земля прилетает в лиТцо. Некоторые особо шустрые иногда успевают мявкнуть, а большинство- нет. Положение руля, а также его демпфирование тут уж никакой роли не играет. Или ты что-то другое имел в виду?
_________________ Мотоцикл- лучшее изобретение человечества (секс ведь люди не сами придумали)
Может кто знает,а предохранит ли демпфер от резкого рывка руля до упора, который может случаться при прохождении поворота и потере сцепления переднего колеса с дорогой(наприм, песочек на асфальте)?
Шото я не понял. При потере сцепления пер.к-са с дорогой при прохождении поворота не руль до упора выворачивается, а земля прилетает в лиТцо. Некоторые особо шустрые иногда успевают мявкнуть, а большинство- нет. Положение руля, а также его демпфирование тут уж никакой роли не играет. Или ты что-то другое имел в виду?
Рустя он вроде имел ввиду сработает ли демфер в повороте руля, если кака ямка захочет его выбить с рук, я так понял.
Нет, не ямка. Когда сцепление переднего колеса с покрытием пропадает, и оно начинает не прокручиваться, а как бы скользить боком, происходит резкое сворачивание руля вовнутрь поворота. После чего ложимся на бочёк и едем... едем так вместе с мотом, или рядом
Песочек в повороте? Вот и уважаемый Babay-баба подтвердил то, что я хотел сходу написать. Вас, также уважаемый EvgenAK (тут я прикалываюсь), ждет, как и обещали ранее, неизбежный лоусайд. То есть, переднее колесо скользит по песочку, а мотоцикл тем временем падает на бок седлом внутрь поворота. Иными словами, пилот не улетает к евгений матери вперед, а ложится на дорогу вместе с мотоциклом. И, ИМХО, демпфер тут вообще ни при чем.
Как мне кажется, воблинг (расколбас) возникает, когда при ускорении разгружается переднее колесо, а потом резко касается земли. И верное лекарство такое: добавить "газу", чтобы плавно нагружать переднее колесо. Кажется так. Тут бы лучше спортсменам высказаться.
Женя, всё верно. Насчёт воблинга, который особенно заметен при прыжках на спортах во время гонок. При приземлении мот как раз колбасит, и иногда -- с трагичными последствиями. У нас в роликах есть "мотоциклисты со стальными яйцами" -- там всё хорошо видно. С лоусайдом всё тоже верно. Он, родимый, и есть. Но у меня было не совсем всё так. То есть, возможно, падения бы не происходило, если бы в какой то момент руль не вырывало вовнутрь поворота. Попробую описать физику с геометрией этого процесса. При потере сцепления переднего колеса (особенно с поджатым тормозом) с асфальтом оно начинает скользить боком, при этом резко меняется нагрузка через колесо на вилку. Т е скачкообразно возрастает, из за того, что руль уже чуть повёрнут. Получается, что мот как бы упирается передним колесом, а вся масса и инерция тушки продолжает бвигаться. Эта силища, напирающая сзади на рулевую колонку и производит мощный резкий рывок руля. После чего идёт бросок мота на бок вовнутрь поворота. Причём, поскольку прошлый сезон я закрыл именно таким образом, причём на скорости едва ли быстрее, чем неспешный бег, т е мизерной, а влепило оь асфальт очень неслабо, у меня есть подозоение, что не рванись руль, до лоусайда могло и не дойти. Т к я останавливался, и мог бы просто удержать останавливающийся мот. А получилось, что что мот швырнуло на бок резко, а его масса, всётаки, превышает мою массу больше, чем в пару раз.
Интересно услышать, кто и при каких обстоятельствах, ловил расколбас? Я ловил по гравию (прямая грунтовая дорога, посыпанная гравием) при 70-80км/ч, без падения, но было стремновато как-то…
_________________ Сотня по пересеченке - это гораздо круче, чем 200км/ч по шоссе
Зарегистрирован: 04 сен 2011, 16:52 Сообщений: 474 Откуда: UA.
Мото: угнали
Возраст: 44
Тел.: 09514929
Имя: Дмитрий
Мало видать многие гоняли на двухколёсниках , у меня на правой руке память осталась синего цвета на всю жизнь как-рас от расколбаса не поверите на ДЫРЧИКЕ Д-4. был такой движок на велик ставился , так вот меня на грунтовке при скорости 20км так растелепало что я и опомнится не успел мгновения ока и лежу .Руки в крови и думаю что это было . Вот так-то ,а Вы говорите !
Мало видать многие гоняли на двухколёсниках , у меня на правой руке память осталась синего цвета на всю жизнь как-рас от расколбаса не поверите на ДЫРЧИКЕ Д-4. был такой движок на велик ставился , так вот меня на грунтовке при скорости 20км так растелепало что я и опомнится не успел мгновения ока и лежу .Руки в крови и думаю что это было . Вот так-то ,а Вы говорите !
Зарегистрирован: 04 сен 2011, 16:52 Сообщений: 474 Откуда: UA.
Мото: угнали
Возраст: 44
Тел.: 09514929
Имя: Дмитрий
EvgenAK писал(а):
SAMOPAL писал(а):
Мало видать многие гоняли на двухколёсниках , у меня на правой руке память осталась синего цвета на всю жизнь как-рас от расколбаса не поверите на ДЫРЧИКЕ Д-4. был такой движок на велик ставился , так вот меня на грунтовке при скорости 20км так растелепало что я и опомнится не успел мгновения ока и лежу .Руки в крови и думаю что это было . Вот так-то ,а Вы говорите !
Демпфер надо было ставить!
Утош . Но я тогда не знал что это такое в 1980-м году.
Зарегистрирован: 26 дек 2011, 18:36 Сообщений: 355 Откуда: Донецкая обл.
Мото: Honda CB600F Hornet
Возраст: 33
Имя: Александр
Цитата:
Как мне кажется, воблинг (расколбас) возникает, когда при ускорении разгружается переднее колесо, а потом резко касается земли. И верное лекарство такое: добавить "газу", чтобы плавно нагружать переднее колесо. Кажется так. Тут бы лучше спортсменам высказаться.
Да, Женя, верно,- насчет газку добавить. Только бывают ситуации в жизни разные. К примеру выходишь на обгон, замечаешь поздно попавшую под колесо доску, и встречка по ходу не свободная!!! Похоже, что комментария от владельца мота, попавшего в такую передрягу мы уже не услышим. В том то и дело, что демпфер кусючий по цене, а уж кто и как ездит,- скажем 30% из ста на везение
ДЕМПФЕР НА GEON DAYTONA 350 Приветствую. Кто ставил демпфер на данную модель, какие демпферы подойдут, особенности установки, фотографии и фото отчет )) Есть ли умельцы в г.Ивано-Франковск кто сможет установить?
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 25
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения