Водителей машин с нашлепкой «У» на заднем стекле за глаза называют «убийцами»*. То, что начинающие мотоциклисты не лепят на себя красно-белый ярлык, еще не означает их превосходства в мастерстве вождения.
На первых порах мы все «убиваем» двигатель и заставляем «выть» коробку, разбиваем подвеску, не успевая оттормозиться перед ямами. Попытки «поднять в свечу», проверить «максималку» на первой передаче, отжечь резину, перегрев не долитое вовремя масло, не смазанная цепь – тоже не проходят для мотоцикла бесследно**… А главное – мы часто переоцениваем свои возможности, забывая, что все же управляем «источником повышенной опасности». Человек, впервые севший на мотоцикл после вводного курса теории в автошколе – несбыточная мечта чиновника-бюрократа… Чаще всего, в первый раз оседлать мотоцикл приятеля или родственника нам удается при случае (обычно, после его слов «Хошь научу?», или «Ладно, уговорил!»). И от этого первого опыта и зависит – будет ли человек в дальнейшем учиться ездить на мотоцикле, или в страхе («Да ну его на фиг!!») заречется с ним связываться. Когда меня впервые спросили: «С чего нужно начинать учиться ездить на мотоцикле?» – моей первой фразой было высокоинтеллектуальное «Э-э-э?». Такой простой процесс, как «сел и поехал», оказалось весьма сложно объяснить… Но теперь – слова нашлись. Проблема нехватки школ по вождению и опытных инструкторов в ближайшее время не разрешится. А новички все так же будут вначале садиться на мотоцикл, а уж после – «добывать» права, как придется … Да вот… где бы добыть хоть немножко знаний? Когда речь заходит о приемах безаварийной езды, и кто-нибудь спрашивает: «Как бы научиться падать, только чтобы не больно?» – я всегда объясняю, что сначала нужно научиться ездить, и тогда падать не придется. Товарищи «У»бийцы! Давайте учиться вместе! Все практические упражнения по вождению, развитию внимания, которые мне удалось собрать, анализ дорожных ситуаций и другое – будут представлены здесь в журнале, в этой рубрике. Прочитать, понять, а затем применить на практике – это намного легче, чем учиться на собственных ошибках! Конечно, не каждому легко признать, что ему есть еще чему поучиться. И не надо. Определять рамки своего умения (или не умения) ни к чему. Просто используйте чужой опыт, и работайте над своими ошибками. И все у вас получится.
Информация из первого урока дана для водителей, которым грозит стать в ближайшее время наставником будущего «У»ченика:*** Я ни в коем случае не призываю всех дружно «подсаживать» на мотоцикл своих знакомых, друзей, родственников! Если все на свете резко станут ездить на мотоциклах – это будет АД! Но иногда бывает трудно отказать в просьбе, и на этот случай – вот вам небольшая «методичка»:
1. Прежде, чем впервые посадить человека на мотоцикл, задайте ему вопрос: с какой целью он это делает? Если он ответит: «Мне интересно», или «Ну, я, вообще-то не знаю, как водить, но хочу попробовать», и при этом будет двигать руками так, словно ведет за руль велосипед – это хороший знак. Такой человек будет восприимчив к вашим советам и сможет их применить. Если же кандидат в «У» не может конкретно ответить на вопрос, но убеждает, что ему «очень нужно», нервничает и не смотрит в глаза, когда ему объясняют, где какой рычаг, говоря «Дай я попробую!», нервно крутит воображаемую ручку газа – плохо. В данный момент – человек подменяет действительно желаемое стремлением доказать, что он не хуже вас, или кого бы то ни было… Будьте внимательны.
2. Посадка. Учиться трогаться нужно на таком мотоцикле, сидя на котором, «У»ченик достает ногами до земли. Иначе, при внезапной остановке, он завалится на бок вместе с мотоциклом.
3. Для начала, на собственном примере покажите поэтапно процесс трогания с места. Затем, усадив на заглушенный мотоцикл, доверьте выжать сцепление и воткнуть первую передачу. Чтобы объяснить, когда «схватывает» сцепление – предложите несколько раз (на первой) плавно выжимать и отпускать сцепление, толкая мотоцикл вперед.
4. Убедившись, что мотоцикл стоит на нейтралке, предложите его завести. Когда это наконец удастся – плавно откройте газ примерно на треть хода ручки и так же плавно закройте обратно. Отдайте газульку – пусть повторит несколько раз. Поправляйте, если ручка будет крутиться слишком «резво».
5. Заглушите двигатель. Предложите еще немного попрактиковаться со сцеплением, включить первую передачу, поставить левую ногу на землю, а правую – на лапку заднего тормоза (объясните, с какой силой на него давить), затем снять правую ногу и включить нейтралку. Получилось? Если моцик отечественный – ручку газа можно крутить и с заглушенным двигателем (бензин не «наплюется» в цилиндры). Покажите, как одновременно с выжимом сцепления сбрасывать газ и добавлять его, когда рычаг идет назад.
6. Если у «У»ченика и после этого хватило терпения – найдите относительно ровную пустую площадку или участок улицы, на котором отсутствует движение в обе стороны (подальше от столбов, заборов и прочих больших твердых предметов). Ставьте мотоцикл на краю площадки и отмечайте чем-нибудь – метров через 10-15, место предполагаемой остановки. Дальше – объясняйте требуемую последовательность:
1) поставить на нейтралку;
2) завести;
3) сесть на мотоцикл (при наличии электростартера первые три пункта складываются в один;
4) выжать сцепление;
5) включить первую передачу и поставить ногу на землю;
6) поставить правую ногу на подножку, чуть касаясь педали тормоза;
7) плавно отпуская сцепление, добавлять газ;
8 ) когда мотоцикл тронется, поднять левую ногу с земли.
9) проехав метров 10, сбросить газ, выжать сцепление, одновременно нажав на тормоз.
10) остановиться, поймать нейтралку.
Повторять ли упражнение – исходите из результата, но, даже если все прошло гладко, в первый раз практикуйтесь не больше часа, чтобы не перебить положительные эмоции усталостью. Удачи!
*Чаще, конечно, «у…шлепками». **И это далеко не полный список того, что творят новички. ***Знаю, что бесполезно, но на всякий случай, попрошу: если ученик, или наставник (или оба) «под градусом» – отложите эту попытку!
От себя добавлю к написаному, ни в коем случае не соглашайтесь на просьбу -Дай прокатится я умею ! Ваша доброта может привести к непредсказуемым последствиям и перечеркнуть вам жизнь навсегда. Существует множество вариантов отказа даже для самых верных друзей, и самых дорогих родственников
Статьи из этой серии можно читать «вразбивку», можно пропускать, но перед тем, как приступить к практическим упражнениям данной статьи – пожалуйста, отработайте предыдущие!
Любое оружие, прежде чем его использовать по назначению, «пристреливается» в тире. А мотоцикл – обкатывается. А еще, вместе с ним «обкатывается» водитель, привыкая к реакции мотоцикла на поворот ручки газа, наклон, и, самое главное – нажатие тормоза. Сможете ли вы сходу назвать длину тормозного пути своего мотоцикла? «Конечно, нет! – ответите вы – потому что в зависимости от скорости и состояния покрытия она будет разной!». А «прикинуть» визуально расстояние, на котором вы со скорости 60 км/час гарантировано оттормозитесь на сухом асфальте – сможете? Сможет, к сожалению, не каждый, а между тем, это очень важная часть взаимоотношений водителя и мотоцикла! Иногда мы оптимистично предполагаем, что расстояния впереди достаточно, и тормозить не торопимся. Но вот – переднее колесо «дожевывает» последние метры перед чужим бампером и на рычаг приходится жать изо всех сил! Даже если у резко тормознувшей впереди «кошелки» не было для этого объективных причин, случись столкновение – виноватым окажется водитель мотоцикла, потому что «…не соблюдал безопасную дистанцию…». Причем, «Правила…» эту самую дистанцию не лимитируют. Водитель оказывается в ситуации: «Выбирай сам, но если что – тебя предупреждали!». Как же мы ее выбираем? Находясь за рулем, практически 90% информации мы получаем с помощью зрения, используя, так называемый «динамический глазомер», мы соотносим свою скорость движения, скорость препятствия на дороге и расстояние, оставшееся до него. Мгновенно погасить инерцию разгона и затормозить мы не в состоянии, на это уходят секунды, каждая из которых превращается в пройденные по асфальту метры. Итак, сколько метров составит ваш, индивидуальный в каждом случае, тормозной путь? Вопрос выясняется практически, с помощью нескольких несложных упражнений, которые помогут вам в дальнейшей езде по городу.
1. Сделайте на асфальте две отметки с интервалом пять ваших средних шагов. Промеряйте рулеткой это расстояние, разделите на 5 и получите длину вашего шага в сантиметрах.*
2. Выберите участок дороги с приличным покрытием, на котором практически отсутствует движение.
3. Проехав небольшой отрезок дороги со скоростью 40 км/ч (для начала), обратите внимание на обочину. Ищите на ней предмет, годящийся для ориентира (дерево, куст, столб или что-то другое). Как только поравняетесь с этим предметом, начинайте оттормаживаться (не слишком интенсивно) до полной остановки.
4. Место своей остановки нужно чем-либо отметить (камень с обочины, черточка мелом...).
5. Возвращайтесь туда, откуда начали движение, и теперь, следя за скоростью, пробуйте оттормозиться от того же ориентира, но не доезжая до предыдущей остановки.
6. Повторите несколько раз. Найдя свой самый короткий тормозной путь со скорости 40 км/ч, промеряйте его шагами (длину которых вы уже знаете). Дальше – проделайте то же самое со скорости, привычной для города – 60, 70, 80 км/ч. Каждый раз запоминайте визуально расстояние тормозного пути – это очень хорошо поможет в дальнейшем прикидывать дистанцию. Если есть желание – было бы полезно проверить, как ведет себя ваш мотоцикл на торможении с еще большей скорости, (наращивать ее нужно с нескольких попыток, последовательно). Только, пожалуйста, помните о безопасности – одевайте экипировку! Кроме скорости, состояния покрытия, резины и тормозов на мотоцикле, на длину тормозного пути, а главное, на управляемость мотоцикла в торможении влияет способ, которым вы сбрасываете скорость! Подробнее об этом расскажем в следующих выпусках «Азбуки». А пока – рассмотрим еще один важный момент: элементы посадки на мотоцикле. Оторвитесь сейчас от журнала и сожмите правый кулак. Если вы этого не сделаете, я просто не смогу объяснить, что к чему. Итак, еще раз – сожмите правый кулак как можно сильнее и продержите так хотя бы 10 секунд. Теперь расслабьте руку, и по остаточным ощущениям вы сможете определить, сколько мышц предплечья, плеча, и даже шеи «помогали» вам сжимать кулак (некоторые люди даже напрягают при этом лицо). Проделайте упражнение еще раз, только теперь – специально расслабляйте плечо, руку, шею, все, кроме мышц кисти. Чувствуете разницу в прилагаемом усилии? Этот пример относится к посадке на мотоцикле. Поначалу неопытный водитель старается сильнее сжать руль, чтобы получить обманчивое впечатление «подконтрольности» мотоцикла, напрягает не только кисти рук, но и плечи, закрепощает локти. Кроме того, что при такой нагрузке мышцы быстро устают, и водить становится неудобно и неприятно, руки с каждым разом немного медленнее выжимают сцепление, тормоз, поворачивают руль… В плотном потоке – это реальная угроза нашей безопасности. А на дороге с плохим покрытием напряженные плечи и закрепощенные локти опасны вдвойне.
Колесо, встретив препятствие, поворачивает руль вокруг оси, проходящей через рулевую колонку.
В плотном потоке – это реальная угроза нашей безопасности. А на дороге с плохим покрытием – напряженные плечи и закрепощенные локти опасны вдвойне. Разберем ситуацию: переднее колесо на ходу получает толчок на неровности. Руль, естественно, дергается в сторону. При этом, если локти водителя закрепощены, они создают «жесткую конструкцию», которая, во-первых (см. фото) получив толчок допустим, справа, передает ее: на руль слева, «помогая» рулю довернуться. А во-вторых – приняв толчок, передает его через тело водителя на корпус мотоцикла! Сам по себе, на ходу мотоцикл – очень устойчивая конструкция. За счет центробежной силы, возникающей при вращении колес (каждое из которых, по сути, гироскоп), он удерживает устойчивое равновесие. Чем больше скорость мотоцикла (а, соответственно, и колеса), тем больше сила, противодействующая его наклону, или повороту. Получив боковой толчок, колесо стремится снова выровняться и, если вы в этот момент усиленно вцепитесь в руль, стремясь «удержать», вы ему только помешаете! Каждый раз, когда мы выжимаем сцепление, оттормаживаемся, или маневрируем, наши руки напрягаются уже автоматически, но команду расслабиться вовремя – мы должны еще долго давать сознательно.
Если ваши локти и спина закрепощены, то вы препятствуете самосохранению мотоциклом стабильной траектории, усиливая, тем самым, риск падения!
Со временем мы, конечно, учимся расслаблять руки, принимать более комфортную посадку и перемещаться на мотоцикле, не влияя на его равновесие, но это время нужно уметь использовать! Старайтесь на каждом более-менее свободном участке дороги расслаблять плечи и локти, давать им отдых. Замечайте, когда и при какой дистанции до впереди идущей машины рука уже готовится выжимать тормоз, и через какое время после маневрирования мышцы расслабляются. Это две крайние точки, время между которыми нужно немного сокращать. Нужно научиться разделять определения «напрягся» и «приготовился»! Важна не сила, а скорость реакции, а у напряженных мышц она намного ниже. А еще очень важную роль играет (индивидуальная для каждого водителя!) скорость «реакции выбора». Насколько быстро мы принимаем решение затормозить или проскочить, например, на «мигающий зеленый», настолько же быстро мы среагируем, если препятствие впереди нас станет опасным. Повысить личную скорость реакции, научить себя правильно распределять внимание и быстро выбирать нужный вариант «ухода» можно с помощью тренировок. (Об этом мы поговорим в следующих выпусках «Азбуки»). Наши чувства и рефлексы, словно мышцы, тоже нуждаются в постоянной нагрузке, иначе о новоприобретенном опыте можно забыть! Самое главное – тренироваться постоянно. Удачи!
*Мы определяем среднюю длину, здесь для замера одного шага не достаточно.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения