Автор: Kostia Minin 27.11.2010 18:10 Повествование о распространенных ошибках при переборке подвески и особенно замене масла в вилках мотоцикла, а также профилактических процедурах, которые сохранят/восстановят работоспособность вашей подвески, последует далее Все же стоило начать со слов "RTFM" что в переводе на русский язык означает "Читайте сервис-мануал". В нем всегда множество полезной информации, которая уберегает от ошибок и грубых неточностей (косяков) при профилактике, обслуживании и ремонте мотоцикла, причем читайте тщательно весь необходимый Вам раздел и не пропускайте ни одного абзаца, а потом только приступайте к работам.
Иногда вся передняя подвеска или ее половина: одна из двух вилок - "вытекает" наружу. Обычно это происходит по двум причинам: либо кто-то очень грубо эксплуатировал своего железного друга - жестко и много приземлялся с вилли, либо эластичность/структура сальников в результате простоя/эксплуатации/старения/повреждения ушла за допустимые пределы. Снять и разобрать вилку, даже не читая сервисных инструкций, легко, а вот сделать это правильно и грамотно - сложно. Самой классической и распространенной ошибкой, при замене масла в вилке, является некорректное количество это самого масла в вилке. Механик или владелец мотоцикла успевает выцепить в сервисной книге значение, допустим это 450 миллилитров (хорошо, если значение взято из сервис-мануала, а не со слов космического разума в виде другого байкера, который "в теме"). Далее человек слив масло приблизительно оценивает количество оставшегося масла, как несливаемого остатка, в 20-30 мл, и заливает соответственно 420-430 мл, а потом, собрав всё не может настроить подвеску и ездить, рискуя своими жизнью и здоровьем, впрочем, не только своими. Вторая ошибка: это заправка вилок маслом с неправильным значение кинематической вязкости. Уходит корнями в три явления: - отсутствие сервис-мануала - неправильная интерпретация сведений в нем - отсутствие масла с заданной вязкостью в наличии/у продавца, который с удовольствием скажет "это тоже подойдёт"
С первым пунктом иногда может и повезти, но редко, так как количество в миллилитрах - это плохой показатель, дабы всегда придти к одним и тем, же характеристикам.
Правильный и самый адекватный показатель - это уровень масла в вилке (он нам и нужен из сервисных данных), который по своей физической сути иллюстрирует газовую составляющую, участвующую в процессах демпфирования отбоя и сжатия. Проще: это расстояние от уровня залитого масла до верхней точки внешнего стакана вилки без пружины в полностью сжатом и уже прокачанном состоянии. Смотрим следующий рисунок.
Уровень масла в вилке - искомое значение "a"
Из специального инструмента Вам потребуется:
1. Ключи разных размеров, но минимальной толщины ~3мм
Hand Fork Compressor Tool - Инструмент для ручного сжатия пружины
3. Насос с отградуированной иглой-отсосом, чтобы выставить уровень масла. Такой девайс производства RaceTech к примеру стоит ~100$. По сути это шприц , рецепт как сделать это дешево и сердито, полностью покрыв функциональность, прилагается. Вам необходимо сходить в аптеку и купить: тонкие резиновых перчатки(надо же чисто работать ), катетер урологический женский диаметром 14-16мм и шприц объемом на 20 миллилитров. Ко всей это радости понадобиться пластиковая стяжка.
Соединяем шприц с катетером, при этом обрезаем кончик катетера, то есть фактически получаем конструкцию "шприц со шлангом", и далее жестко устанавливаем стяжку на катетер, но так что бы она могла передвигаться. Вуаля - гаджет готов. Штоком для измерения глубины штангель-циркуля поможет корректно выставить длину шланга, тк. последний имеет свойство изгибаться, а нам ведь нужны точные цифры. Думаю понятно, что уровень масла в вилке выставляется по дистанции "конец шланга-стяжка".
Самодельный дешевый специальный инструмент для выставления уровня масла в вилке
Заправка вилки маслом с корректным значением кинематической вязкости.
Если отсутствует сервис-мануал, то достать в любом случае(в крайнем случае воспользуйся таблицей ниже)особенно может пригодиться при выставлении позиции контрящей гайки на штоке картриджа, которая одновременно (в стоковых подвесках) может выставлять начальное нажатие на внутренний шток, отвечающий за регулировку демпфирования отбоя.
Суть такова, что не вся резьба штока вкручивается в верхнюю крышку и в зависимости от положения контрящей гайки мы выставляем нажатие на внутренний шток, который регулирует демпфирование отбоя, некорректно выставив это положение мы получим предрегулировку, которая уже может выходить за границы диапазона требуемых нам настроек - очередной шанс получить неадекватную подвеску.
Существует процедура проверки (инспекции) пружины - измерение ее длинны в свободном состоянии, ищем картинку
и параметр Fork Spring Free Length - будет указано начальное значение и лимит, если пружина в диапазоне, то радуемся, нет - обязательная замена!!!
Неправильная интерпретация сведений из сервисной информации берёт свои корни из маркировок вилочных масел и недостаточное количество имеющейся информации. К примеру, требуется залить масло SHOWA SS-15 или его экювалент, но ничего не написано о том, что есть его экювалент, логично предположить что циферки которые мы должны увидеть на купленном вилочном масле - 15W, у Motul 15W имеет кинематическую вязкости при 40-ка градусах 57.1мм^2/c, а искомое масло соответствует цифра 20 мм^2/c, что для того же Motul'я лежит в смешиваемом диапазоне между 5W и 7.5W, то есть заливка, основанная на неверном предположении сделает переднюю подвеску полностью нерабочей и никак не настраиваемой! Тут есть еще один нюанс, кинематические вязкости для одинаковой маркировки для разных брендов могут существенно (на ~20%) отличаться, приведу пример: Motul 5W и Elf 5W имеют кинематические вязкости 18 и 23,3 мм^2/c соотвествено, для 2.5W - 15 и 18 мм^2/c.
Табличные значения вязкости для вилочных масел различных производителей, которые помогут ответить на вопрос "Какое масло или аналог заливать в вилку," приведены в следующей таблице*(помогает при покупке ), в скобках прописаны бренды под которыми продается точно такое же масло: Honda SS-7 = Showa SS-7 вопрос лишь в том кто печатал наклейку на упаковку.
Вложение:
Безымянный1.png [ 22.81 KiB | Просмотров: 7704 ]
Вложение:
Безымянный2.png [ 17.3 KiB | Просмотров: 7704 ]
* - информация собрана на основании данных технических брошюр Motul, Elf
** - данные из сервис-мануалов на указанные мотоциклы
***- согласно данных Honda, рекомендую искать близкие значение по кинематической вязкости в линейке Motul
Профилактические процедуры и упущенные моменты:
- обязательно хорошо вымывайте старое масло и все виды стружки которая могла скопиться в вилке, желательно низкоагрессивными веществами, лучше всего для этих целей послужит чистое и дешевое невилочное масло + хорошая продувка воздухом!!!
- городское использование: раз в год, даже если вилка не "потеет", замените масло, будете неприятно удивлены той грязью которая в нёй, и приятно радоваться тому, что все-таки выполнили замену
- трек-дни(~ 5000км за сезон): обязательная замена масла раз в год, Вас возможно "новая" работа подвески обрадует, особенно если она гоночная(Matris, Ohlins, RaceTech, WP)
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения